Привыкание ребенка к школе
Адаптация ребенка к школе очень важный и длительный процесс, который нельзя игнорировать взрослым. Поступление в школу – событие, которое многое меняет в жизни семьи. Родители понимают, что их ребенок становится более самостоятельным. Он начинает получать ту основу знаний, которая будет нужна ему всю дальнейшую жизнь. Дети тоже находятся в приподнятом настроении. Переход из детского сада в школу означает для них, что они стали почти взрослыми.
Но необходимо помнить, что такие перемены несут за собой стресс. Ведь ребенок не способен быстро адаптироваться к подобным изменениям. Ему необходима помощь родителей, чтобы и дальше отношение к учебе в школе оставалось хорошим.
Как проявляется стресс в период адаптации

В период адаптации к школе у ребенка меняется нагрузка, физическая и эмоциональная. Появляется необходимость улучшить концентрацию внимания. Также ребенок попадает в новый коллектив, к которому нужно привыкать.
Симптомы стресса
В начале посещения школы родители не могут нарадоваться. Их ребенок встает по первому звуку будильника. Он старается прийти не к самому звонку, а заранее, чтобы успеть подготовиться к уроку. Как правило, такое поведение взрослые считают проявлением ответственности и организованности. Но не стоит расслабляться: так может проявляться стресс во, который испытывает новоиспеченный школьник.
Могут иметь место и другие симптомы, имеющие негативную окраску. Например, бессонница, рассеянность, нарушения работы пищеварительной системы. На эти проявления взрослые отреагируют быстрее, чем на то, что кажется положительными изменениями.
Как вести себя родителям
При любом проявлении стресса, родители должны оставаться особенно внимательными и чуткими. Для того чтобы адаптация ребенка к школе прошла более гладко и он испытал минимальный стресс в начале обучения, можно взять за основу некоторые рекомендации.
1. Расписание.
Оно будет во многом отличаться от того распорядка, по которому жил ребенок, посещая детский сад, если он вообще туда ходил. Расписание нужно составлять на всю неделю. Маленький школьник должен ориентироваться в том, что у него будет завтра, через два дня. Важным является и тот момент, что это расписание должно быть красиво оформлено, висеть на видном месте, чтобы ребенок мог обратиться к нему в любой момент. В первые месяцы школьной жизни лучше отказаться от посещения кружков, чтобы снизить нагрузку в стрессовый период. А вот посещение спортивных секций лучше оставить: занятия в них благотворно влияют на нервную систему, что и требуется во время адаптации.
2. Организация пространства.
Когда ребенок идет в школу, у него появляется необходимость не только в спальном месте и пространстве для игр, но и в рабочем месте. Обязательно должен быть стол, удобный стул, полки и ящики для учебников и тетрадей. Это требуется не только для возможности выполнять домашнюю работу, но и для сохранения дисциплины. Ребенок, сидя за столом, будет чувствовать, что пришло время заниматься серьезным делом, а не играть или баловаться.
3. Обязанности ребенка.
В первые месяцы учебы не стоит загружать ребенка дополнительной работой по дому, потому что он становится взрослее. Лучше сделать наоборот: освободить на какое-то время от тех занятий по дому, которые не являются обязательными, например, не стоит настаивать на том, чтобы ребенок сам готовил одежду на завтра. Лучше это пока что делать за него в период привыкания ребенка к школе. Тоже касается и складывания рюкзака: если ребенок изъявляет желание собирать его самостоятельно, то не стоит запрещать это, но если просит сделать это за него, то обязательно нужно помочь.
4. Мотивация вместо контроля.
Это относится к учебе. Не нужно заниматься тотальным контролем, поучать младшего школьника. Необходимо просто напоминать о тех же домашних заданиях, отвечать на вопросы, если они возникают. Можно посидеть рядом с ребенком, пока он выполняет домашнюю работу. Но в сам процесс не вмешиваться, а просто наблюдать. Обязательно, пока происходит адаптация ребенка к школе, нужно хвалить первоклашку за успехи и за ошибки. Ведь именно они делают человека лучше, заставляют выносить для себя что-то новое. Когда ребенок будет знать, что его в любом случае поддержат, то он будет пробовать все новое. А это важно для успешной учебы.
5. Игры и развлечения.
Не стоит сразу же менять все в жизни ребенка. Нужно оставлять время на игры, в которые он играл, когда приходил из детского сада. Можно брать ребенка на колени, рассказывать ему какие-нибудь истории. Все это позволит ему ощутить близость с родителями, их поддержку, которая важна в адаптационный период.
6. Перерывы.
Если по ребенку видно, что он переутомился, не выспался или просто находится не в самом лучшем настроении, то лучше пропустить один день школы. Ничего страшного не произойдет, а для восстановления сил, которые нужны для адаптации, это пойдет на пользу.
7. Помощь в адаптации ребенка в школе в коллективе ровестиков.
Ребенку сложно привыкнуть к большому количеству новых людей. Не стоит сильно давить на него, чтобы он быстрее с кем-то подружился. Интересоваться отношениями с одноклассниками можно и нужно. Полезными будут и советы о том, как завязать дружбу. Это должны быть именно советы, а не поучения. Можно давать с собой в школу конфетки, печенье, чтобы ребенок мог угостить кого-то из своих новых знакомых.
Все перечисленное сделает адаптацию к школе проще и быстрее. Если у родителей есть возможность, то не лишним будет взять отпуск на несколько недель в первый месяц посещения школы. Это позволит проводить больше времени с новоиспеченным школьником, лучше разобраться в проблемах, которые возникли и требуют решения. Это время необходимо использовать максимально эффективно, чтобы привить ребенку тягу к знаниям и учебе.