Кризисы детского возраста не так просты как нам порой кажется. Родители должны быть во всеоружии и вовремя распознавать периоды начала нового возрастного кризиса.
Еще вчера ребенок был просто ангел, а сегодня закатывает одну истерику за другой. В какой-то момент пятерки в школе вдруг сменились двойками. Дочка, которая так любит обниматься с мамой и рассказывать ей свои секреты, вдруг уходит в свою комнату и хлопает дверью перед маминым носом. Виной всему кризисы детского возраста.
Слово « кризис» у многих вызывает страх. Однако, детские психологи вовсе не вкладывают в это понятие какую-то негативную окраску. Кризис – это своего рода ступенька, преодолевая которую ребенок становится взрослее.
Кризис трех лет

3 года – это условный возраст первого детского кризиса. Психологи отмечают, что в последнее время он помолодел и может случиться в 2-2,5 года. В этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельной единицей, высказывает недовольство при попытке взрослых помочь ему. Он проверяет родителей, готовы ли они отдать ему бразды правления в этом доме.
Понять, что наступил кризис, можно по участившимся истерикам и капризам. Практически все родители не понимают, в чем дело. Они не пытаются разобраться в чувствах ребенка, а наоборот, начинают давить на него. Взрослые заставляют есть маленького человечка даже если он упорно отказывается, пытаются по привычке завязать ему шнурки или подтянуть штанишки, а на улице упорно берут его за руку, боясь, что он упадет или потеряется.
Рекомендации специалистов
Психологи советуют поддерживать инициативу ребенка быть самостоятельным. Важно выработать четкие правила и придерживаться их всегда и во всем. Можно сразу оговорить с ребенком, какие его действия пока под запретом, а все, что не запрещено, разрешать. Пусть ребенок сам учится взбираться на горку или лесенку на детской площадке, рисовать не кисточкой, а пальчиками, стряпать с мамой пирожки. При этом родители должны помогать: подстраховывать на высокой горке, подстелить клеенку, чтобы не перепачкал красками стол, дать в руки удобную скалку.
До истерик ребенка лучше не доводить. Но если она случается, нельзя идти на поводу у капризули и тут же давать ему то, что он просит. В этом возрасте дети не умеют контролировать свои эмоции и в порыве гнева могут бросаться предметами. Чтобы никому не был причинен вред, нужно постараться убрать из-под руки ребенка металлические машинки, фарфоровую кружку и аккуратно заменить их резиновым мячиком или мягкой игрушкой. А когда он успокоится, нужно объяснить ему, что так поступать некрасиво.
Можно научить ребенка проговаривать свои эмоции:
«Я злюсь!»
«Я обиделся!»
«Мне это не нравится!»

Также у ребенка должно быть право выбора или хотя бы иллюзия, что оно у него есть. Например, утром он должен съесть кашу, так пусть он хотя бы выберет, какую.
Кризис семи лет

Изменения в поведении ребенка связаны с началом школьной жизни. Он начинает хамить, нарушает установленные границы и правила, делает вид, что не слышит замечания и просьбы взрослых. В семье, наверняка, в этот период учащаются ссоры и скандалы.
Период активных игр у ребенка сменяется учебой. Он становится зависим от мнения окружающих: одноклассников, учителей. У него меняются интересы, появляются свои кумиры. Одни дети в этот период выходят в лидеры коллектива, другие стремятся, чтобы их в классе заметили, приняли в компанию. Таким сложнее, и ведут они себя более нервозно.
Родители по привычке пытаются подавить «выкрутасы» ребенка своим авторитетом, но эта тактика не приносит положительного результата.
Как необходимо действовать
Единственно правильный подход к ребенку – разговоры и убеждения. Пусть это уже сотая беседа о том, что нельзя обижать одноклассника, который слабее. Но это лучше, чем крик и наказания, которые вообще не дадут эффекта. До ребенка не доходят слова, сказанные родителями на эмоциях.
Нельзя также потакать капризам ребенка. Лучше договориться с ним о границах дозволенного. Можно совместно придумать устав семьи и строго ему следовать и детям, и взрослым. Важно понять своего ребенка. Он вовсе не имеет цели испортить взрослым жизнь, а сам пытается стать взрослее.
Кризис подросткового возраста

Переходный возраст может начаться в 11 лет, а может и затянуться до 14-15. В этот период ребенок становится взрослым в детском обличии. Для него важна определенная социальная группа, ее законы, мода, приверженность к определенной культуре. Подростку важно, как он выглядит, во что одет. Наступает первая влюбленность. Соответственно, происходит и отдаление от родителей.
Как же правильно поступать?
Кризисы детского возраста довольно сложный этап в жизни любого родителя. Вместо тотального контроля в это время родителям надо попытаться сохранить с ребенком доверительные отношения. Придется переступить через свои представления о моде и музыке и проявить уважение к его интересам. Пусть он имеет возможность слушать то, что ему нравится, дома. Пусть прочитает родителям лекцию о любимой рок-группе или сводит их на матч по киберспорту. Можно вместе с ним посмотреть его любимые фильмы и обсудить их. В то же время подросток должен иметь в семье такое же право голоса, как взрослые. Отцу не помешает иногда советоваться с сыном по поводу новых моделей автомобилей, а мама могла бы чаще спрашивать у дочки, как ей лучше одеться.
Подростку важно осознать окончательно свою гендерную принадлежность. Нужно обязательно позволить ему испытать первую любовь, дать возможность выстроить отношения с противоположным полом. Если первые отношения окажутся неудачными, нужно поддержать подростка, помочь ему выйти из них достойно, придумать, как его отвлечь.
Родители отвечают за жизнь и безопасность подростка. Поэтому они должны определить границы дозволенного и требовать их соблюдения, как и соблюдения обязанностей в семье. Подросток должен всегда сообщать о своем местонахождении, вовремя возвращаться домой, посещать ежедневно школу. А вот выбор кружков или секций нужно оставить за ним.